Запорожский Автомобильный Завод
ЗАЗ
Датой создания завода принято считать 1863 год, когда менонит Абрагам Яковлевич Кооп открыл в колонии Шенвизе мастерские по производству соломорезок и железных деталей к ветряным мельницам. Вскоре эти мастерские преобразовали в завод сельскохозяйственных машин, выпускавший жатки, молотилки, буккеры и плуги.
В 1908 году был основано предприятие, впоследствии превратившееся в Мелитопольский моторный завод (МеМЗ). С 1960 года МеМЗ начал поставлять свои двигатели на ЗАЗ. С 1975 годаМеМЗ вошёл в состав производственного объединения «АвтоЗАЗ». Ныне он является одним из структурных элементов ЗАО «ЗАЗ».
В 1923 году бывший завод Абрагама Коопа был переименован в «Коммунар». Однако направление деятельности сохранилось, с учётом появления новой сельскохозяйственной техники —тракторов, уборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники.
вошедшего в историю как «Горбатый Запорожец».
В 1961 году завод был переименован в «Запорожский автомобильный завод». Завод занимался выпуском единственного автомобиля — ЗАЗ-965,
вошедшего в историю как «Горбатый Запорожец».
В 1970 году на конвейер вошёл обновлённый «Запорожец» — ЗАЗ-968,
который кардинально отличался от своего предшественника. Всего (с 1960 по 1994 гг.) в Запорожье было изготовлено 3 422 444 автомобилей «Запорожец» и двигателей с воздушным охлаждением производства МеМЗ.
В 1979 году был запущен в массовое производство ЗАЗ-968М.
В 1986 году по контракту с итальянской «фабрикой фабрик» Comau создаётся новый производственный комплекс, включивший в себя: цех сварки кузовов, цех окраски, цех сборки.
В 1988 году начался выпуск автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия» — первых автомобилей с жидкостным охлаждением двигателя, выпускаемых на ЗАЗе.
В 1994 году 1 июля, закончилось производство автомобиля ЗАЗ-968М, последнего заднемоторного автомобиля ЗАЗ.
В середине 1990-х сложная финансовая ситуация на заводе усугубилась тем, что всю валютную выручку надо было сдавать государству, что повлекло основательное вымывание оборотных средств. Чтобы завод удержался на плаву, директор занялся поиском инвестора в среде лидеров мирового автопрома. В поле зрения попали сначала «Пежо», потом «ФИАТ», а в 1995 году «Дженерал моторс». На переговоры в столицу Украины прилетал даже первый вице-президент «Дженерал моторс». Однако руководители Минпромполитики остановились на варианте создания совместного предприятия с концерном «Daewoo», с уставным капиталом в $150 млн. Несогласный с этим директор Степан Кравчун написал заявление об уходе.
В 1998 году завод начинает сотрудничество с корпорацией General Motors Daewoo Auto & Technology (GM-DAT), в связи с чем существующее ОАО переименовывается в «Совместное предприятие АвтоЗАЗ-Daewoo». Начинается сборка новых автомобилей.
На головном заводе организован выпуск качественно нового автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова»
. На ХРП «ИЗАА» завершены работы по подготовке производства и начата крупноузловая сборкаавтомобилей Daewoo:
Daewoo Lanos,
Daewoo Nubira,
Daewoo Leganza.
. На ХРП «ИЗАА» завершены работы по подготовке производства и начата крупноузловая сборкаавтомобилей Daewoo:
Daewoo Lanos,
Daewoo Nubira,
Daewoo Leganza.
В 1999 году начинается выпуск лифтбэка «Славута», созданного на базе шасси «Таврии» и с участием её кузовных панелей. В разработке принимала участие компания Daewoo.
Разработаны новые модели таврического ряда, среди них
ЗАЗ-1105 «Дана» (с кузовом «пятидверный универсал») вскоре в массовом производстве заменёная на ЗАЗ-1105 «Славута» (с кузовом «пятидверный лифтбек»).
ЗАЗ-1105 «Дана» (с кузовом «пятидверный универсал») вскоре в массовом производстве заменёная на ЗАЗ-1105 «Славута» (с кузовом «пятидверный лифтбек»).
На базе индекса 11055 выпускаются различные модели пикапа.
В 2003 году завод меняет организационную форму и превращается в закрытое акционерное общество «Запорожский автомобильный завод» с участием иностранных инвестиций.
В 2004 году завод пережил полное обновление средств производства. Начинается производство автомобилей
ВАЗ-21093
и ВАЗ-21099,
«Ланос (Т-150)»,
«Opel Astra G».
ВАЗ-21093
и ВАЗ-21099,
«Ланос (Т-150)»,
«Opel Astra G».
В 2005 году на ХРП «ИЗАА» подготовлены производственные мощности для выпуска автобусов
«I-VAN»
на базе шасси автомобиля
«TATA».
«I-VAN»
на базе шасси автомобиля
«TATA».
Для модели ZAZ-Sens на МеМЗ был разработан двигатель объёмом 1,4 литра, созданный на основе прежнего 1,3-литрового. Впоследствии автомобиль переименован в Lanos 1.4.
В 2006 году ЗАО «ЗАЗ» подтверждает соответствие собственной системы управления качеством международному стандарту ISO 9001:2000. Продукция ЗАО «ЗАЗ» соответствует требованиям Евро 2. Освоен выпуск полуприцепов НХ2210 для перевозки легковых автомобилей. В этом же году была на ХРП «ИЗАА» освоена гамма легковых китайских автомобилей «Chery».
В 2007 году запущена программа локализации производства автомобиля Daewoo Lanos, проведён рестайлинг базовой модели, который получил название «ZAZ Lanos» (ЗАЗ Ланос T-150). Разработан и начат выпуск фургона на его базе.
В октябре 2007 года была снята с производства «Таврия».
В 2008 году с конвейера снята «Таврия Нова».
В 2008 году в состав цеха окраски добавился новый участок — окраски пластмассовых изделий, построенный по контракту немецкой компанией «Eisenmann»
Произведено техническое переоснащение прессового производства. Модернизирована Воронежская автоматическая линия прессов. На прессы были установлены контроллеры фирмы Siemens S7-300, взамен старых S5, что позволило оснастить линию роботами фирмы ABB для осуществления операций загрузки заготовок в штамп и разгрузки из штампа. Установлена новая автоматическая линия прессов итальянской компании «AIDA S.r.l.», которая также оборудована роботами фирмы ABB. Начала производиться штамповка крупных узлов автомобиля «Lanos» моделей T100 и Т150 в прессовом цехе завода.
В 2009 году завод продолжил изготавливать модели на базе Daewoo Lanos с использованием украинских комплектующих: ЗАЗ Lanos Hatchback ЗАЗ Sens [ и «ZAZ Chance»; модели таврического ряда: ЗАЗ-1105 «Славута» и пикап; собирает и производит автомобили Opel, Chevrolet, Chery и ВАЗ (ВАЗ-210934-20[ и ВАЗ-210994-20[). Начато сотрудничество сKia Motors по сборке Kia cee’d (пятидверный KIA Cee’d[, трёхдверный спортивный хэтчбек]) и Kia Sportage .
В мае 2009 года Запорожский автозавод выиграл международный тендер на поставку автомобилей для ветеранов и инвалидов Азербайджана. 4 июня был подписан контракт на поставку 500 автомобилей. 29 июля Запорожский автозавод начал отгрузку первой партии продукции.
В 2009 году вступил в строй новый роботизированный участок металлизации в цеху металлизации покрытий.
10 сентября 2009 года на лакокрасочном складе завода произошёл сильный пожар, в результате которого с ожогами различной степени тяжести госпитализированы трое сотрудников предприятия.
Автовоз на базе «МАЗ», загруженный готовыми к отправке автомобилями Daewoo Lanos
«ЗАЗ» — единственное в Украине предприятие, которое обладает полным циклом производства легковых автомобилей, который включает штамповку, сварку, окраску, оборудование кузова и сборку автомобиля. На заводе создано и постоянно совершенствуется качественно новое современное высокотехнологичное производство, которое соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001 версии 2000 года, и осуществляет значительный вклад в развитие государственной экономики.
А сейчас
Динамика развития ЗАЗа, приоритетами которой являются постоянное стремление совершенствовать собственную продукцию, работа над претворением новых идей в жизнь и расширение модельного ряда автомобилей, говорит о прогрессе создания отечественного автомобиля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий